Вернуться
Вернуться в список
Виртуальные выставки
Невский судостроительно-судоремонтный завод в годы войны: эвакуация и возвращение домой
Невский судостроительно-судоремонтный завод в годы войны: эвакуация и возвращение домой
Заголовок
Невский судостроительно-судоремонтный завод в годы войны: эвакуация и возвращение домой
Дата публикации
Аннотация
Город Шлиссельбург расположен на левом берегу Невы прямо в ее истоке. Наш город вырос в 14 веке как посад крепости Орешек. С одной стороны берега Шлиссельбурга омываются водами Ладожского озера, с другой - водами реки Невы. В 8-ом – 9-ом веках здесь проходил знаменитый торговый путь из «варяг в греки». В связи с таким расположением судоходство, судоремонт и судостроение – это традиционное занятие населения. Летопись Невского Судостроительно-судоремонтного завода начинается с 1913 года. Особое место занимает труд работников завода в годы Великой Отечественной войны. С первых же дней войны Северо-Западное пароходство, в состав которого входил шлиссельбургский завод, стало фронтовым. Самые современные на тот момент озёрные буксиры и пассажирские пароходы были переоборудованы в тральщики, минные заградители, санитарные и вспомогательные суда. Мастер кузнечного цеха Невского завода Н. Блохина вспоминает: «…Сообщение о том, что фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, … подействовало на всех наших людей ... как большая беда, как всенародное горе, несчастье всех людей … сразу стали записываться добровольно на фронт». «…Сначала работа в цехе шла своим чередом. Устанавливались пушки и пулемёты на озёрные пароходы. В скором времени все рабочие завода были организованы в роты, взводы и отделения и началась всеобщая военная подготовка. Ситуация была не лёгкая, днём на работе, а ночью в батальоне. На совещании в 20-х числах июля секретарь говорил о том, что ходят слухи, что немцы окружили Ленинград и что Шлиссельбург отрезан от Ленинграда. А так ли это никто не знал. В связи с этим в Новом канале у здания в 20-х числах июля санитарно-эпидемиологической станция стоит баржа подготовленная для эвакуации населения города. Есть предложение вывести, в первую очередь семьи коммунистов, активистов и руководящих работников – водников. На этой барже отправляются семьи работников техучастка. Гуревич И.М. (директор завода – прим. автора) отозвал меня …и сказал, чтобы я взялся за активную подготовку завода к эвакуации и организацию его работы на новом месте, так как предстоит выпускать продукцию для фронта. С собой можно было взять только самое необходимое». Пестов А.И. вспоминал, что путь эвакуируемых был непростым: немецкие и финские лётчики постоянно контролировали единственный водный путь – Новоладожский канал и бомбили его. Противник знал, что только этим путём может быть вывезено ценное оборудование с предприятий Ленинграда и области. Из воспоминаний Блохина А.Я.: «…наш маршрут проходил по Новоладожскому каналу по направлению к деревне Бугры, Назия и далее Кабона. Оборудование Невско-ладожского технического участка везли на барже «Ленинградская правда», а оборудование завода на теплоходе «Севастополь». Население, включая стариков и детей, шло пешком за караваном. По пути в хлебопекарнях мы получали хлеб. Другое продовольствие мы добывали как могли. Чаще всего это была картошка. Мы её копали в огородах, которые встречались по берегу каналов. Следующая остановка была в Белозерске. Здесь нас хорошо приняли. Обеспечили нас хлебом, маслом, сахаром и даже дали белозерских снятков. Далее движение шло на Кубенское озеро, проехали город Кириллов. Наш путь лежал в город Сокол, где берёт начало река Сухона. По Сухоне нас должен был тащить другой пароход, принадлежащий Сухонскому пароходству, чтобы доставить в место назначения. В Сокол мы приехали рано утром, и здесь у пристани нас уже встречали. Мы обрадовались, вывели людей с барок и повели сначала в баню, которая была так кстати, затем в столовую, где были накрыты столы. Спустя некоторое время выяснилось, что представители ждали совсем другую группу - произошла ошибка. Оказалось, что в город Сокол ехал другой коллектив, а получилось так, что мы прибыли раньше, и нас приняли за них. Мы их поблагодарили, они развели руками, раз так получилось. От Сокола наш караван взял на буксир пароход «Кочегар» и потащили по реке Сухона. Хлеб я помню, мы брали в городе Тотьма и на пристани Нюксеницы. Утром мы увидели купола церквей Великого Устюга и часов в десять нас завели в Затон «Кузино». Устройство на новом месте началось в первых числах октября 1941 года». В путевом приказе № 3 от 19 октября 1941 года, адресованном Заместителю Начальника Северного Центрального управления речного флота–особо уполномоченного народного комиссара речного флота СССР тов. Антонова М.П. говорится: «…Начальнику Северного речного пароходства тов. Сабурову В.А. о передаче Шлиссельбургского завода затону «Кузино» как временной базы завода и вводом действия его 25 октября 1941 года». (Архангельский архив СРП «а» - 622, опись 5, ед, хр. 530 стр.346) Из воспоминаний Пестова А.И.: «Всего неделю было отпущено «На разворот» нового предприятия это обуславливалось тем, что фронту требовались боеприпасы, оружие и другое снабжение. Так на базе мастерских затона «Кузино» (до этого завод входил в состав Великоустюгского судоремонтного завода. Было организовано новое предприятие «Кузинский Судоремонтный завод – Северного речного пароходства». Директором был назначен тов. Гуревич И.М. (приказ №201 от 8 ноября 1941 года начальника Северного пароходства)». Особенно затрудняло судоремонтные работы отсутствие литейного и кузнечного цехов, а также маломощность электростанции, которая работала на дровах и давала заводу всего 75 кВт, электроэнергии. Из воспоминаний Блохина А.Я.: «…мне пришлось организовывать кузнечный цех, тем более, в нашем коллективе ни одного кузнеца не было. Было решено делать молот своими силами. И молот был сделан, хотя и примитивный, свободно падающий. Но он обеспечил поковки все необходимые для ремонта флота. Кузнецов насобирали: одного пенсионера пригласили из деревни, обучили Тропина и Батакова, двух человек взяли из котельного цеха. В общем, первый судоремонт провели. Хотя и трудности были большие». О том, как работали в тылу дают представление следующие факты: 12-часовой рабочий день без выходных, продовольственный паек 600 граммов хлеба наполовину с мякиной и тарелка баланды на обед. Рабочие постоянно ощущали голод. Несколько легче стало весной, когда появилась зелень. Крапиву смешивали с хлебом и варили суп, который давал на несколько часов ощущение сытости. Для того, чтобы найти выход из положения, руководители завода поехали по районам Вологодской области, предлагая провести силами завода ремонт сельскохозяйственной техники в обмен на зерно, горох и картофель для посадки в подсобном хозяйстве. Заводу передали несколько коров, что позволило обеспечить детский сад молоком. Открыли профилакторий, где подкармливали ослабевших от голода рабочих. Специально для эвакуированных на Кузнецкой улице были построены два деревянных двухэтажных дома по 8 квартир. Весной 1942 года на выделенной для ведения подсобного хозяйства и под огороды земле посадили картофель и зерновые культуры. Построили свою мельницу. Пахали, сажали и снимали урожай без применения техники. Во внерабочее время соорудили овощехранилище, коровник и свинарник. К зиме 1942-1943 годов коллектив предприятия окреп и, несмотря на то, что план по судоремонту увеличился, со всеми производственными заданиями справлялся успешно. Женщины и подростки в совершенстве освоили мужские профессии. Работая порой сутками без отдыха в малопригодных помещениях, они давали на неприспособленном оборудовании по две-три нормы. Даже в это трудное время в эвакуации шлиссельбуржцы не забывали и про досуг: построили клуб, в который приглашали выступать артистов из Великого Устюга, организовали художественную самодеятельность. Коллектив завода оказал большую помощь рабочим, ИТР и служащим Шлиссельбургского завода эвакуированных в Великий Устюг. Фронт требовал боеприпасов, оружия. За три года войны (с 1942 по 1944) рабочие судоремонтного завода дали фронту 228 150 мин, 6000 пар лыж, 1700 очажно-походных кухонь, 160 санитарных волокуш, 6080 сапёрных лопат, 20 068 ящиков для мин, 10 озёрных барж, 30 водомаслогреек. Отремонтировано более 100 речных судов. В марте 1944 года по особому приказу Наркомречфлота было дано указание – срочно из числа различных специальностей рабочих завода сформировать группу, которая должна была быть откомандирована в осаждённый Шлиссельбург (на прежнее место завода). В задачу группы было поставлено: сохранить оставшиеся здания завода и жилфонд, оборудование и портовые сооружения. Приступить к частичному его восстановлению и готовиться к реэвакуации завода. В конце марта бригада в количестве 30-ти человек, возглавляемая т. Горожанкиным И.П, была отправлена. Прибыв в Шлиссельбург увидели, что город и завод лежат в руинах. Сильно пострадала промышленность. Гитлеровцы полностью уничтожили портовые сооружения. Сохранилось не более одно десятой части жилого фонда. Быстро приняли решение, что необходимо приобрести и привезти из Великого Устюга десять деревянных домов для расселения тех, кто будет возвращаться. До сих пор как память стоят эти деревянные дома по улице Пролетарская и Краснофлотская, в которых и по сей день живут люди. В июле 1944 года коллектив вместе с оборудованием возвратился на прежнее место. Нелёгкой была работа для возвратившегося коллектива по восстановлению завода. Произошло «второе рождение завода». Имена ушедших шлиссельбуржцев и не вернувшихся в 1944 году, навсегда останутся в книге памяти Вологодской области. Так Великая Отечественная война и речное судоходство и судостроение связали между собой два города: Шлиссельбург и Великий Устюг.
Авторы
Карпова Татьяна Ивановна, старший научный сотрудник Шлиссельбургского филиала ГБУК ЛО «Музейное агентство» - Музей истории города Шлиссельбург.