Великий Сибирский путь на открытках
В XIX веке Россия планомерно разворачивалась на Восток. И к концу XIX века назрел вопрос о строительстве железной дороги в восточные окраины России. К 1860 году во владения Российской Империи вошло все Тихоокеанское побережье, омываемое Беринговым, Охотским и Японскими морями. Российскими были Аляска, Сахалин, Алеутские и Курильские острова. Эта часть России превосходила Европейскую, но освоена она была слабо, население малочисленно, а дороги практически отсутствовали. Только железная дорога могла объединить страну, и сделать Россию по-настоящему Империей. Чтобы проложить железнодорожный путь необходимо было изменить природный ландшафт, пробить туннели в горах, построить мосты через реки. Такой проект могла осилить только технически развитая страна.
Перед постройкой были предприняты три экспедиции для изыскания трассы Среднесибирской, Забайкальской и Южно-Уссурийской железных дорог. И в феврале 1891 года Кабинет министров принял решение строить железную дорогу одновременно с двух сторон, от Челябинска до Владивостока.
Торжественная закладка Великого Сибирского пути состоялась 19 мая 1891 года во Владивостоке. Ее осуществил наследник престола Николай Александрович, будущий император Николай II, он же в 1893 году возглавил Комитет Сибирской железнодорожной магистрали. Правительством было принято решение строить на свои средства и своими силами.
Великий Сибирский путь был соединен с востока на запад в ноябре 1901 года. И только к июлю 1903 началось регулярное сообщение, до этого момента проходила проверка и обкатка подвижным составом. Следующим этапом стало строительство Кругобайкальского пути, который огибал озеро, и смог обеспечить непрерывность движения по Великому пути, без использования паромов. Последним этапом этого грандиозного проекта должна была стать Амурская дорога. Однако, в 1896 году был подписан договор с Китаем. И было принято решение вместо Амурской дороги строить Китайско-восточную железную дорогу, которая бы соединила Владивосток с сетью остальных железных дорог, проходя через территорию Китая. Особенно важным стало открытие моста через реку Амур в 1916 году. Это событие ознаменовало завершение строительства самой протяженной железной дороги в мире.
Проект постройки Великого Сибирского пути был беспрецедентным по стоимости и сложности. Строительство велось за счет государственных средств. В общей сложности на постройке дороги работали около 90 000 человек. Орудия труда были самыми простыми: лопата, кирка, тачка и кайло. Ежедневно рабочие прокладывали от 400 до 600 км железнодорожного пути.
Работали на стройке и фотографы, которые оставили потомкам фотосвидетельства того, как строилась грандиозная магистраль. Представляем вашему вниманию открытки из серии почтовых карточек с надписью «Забайкальская железная дорога».
Читать далее