Вернуться
Вернуться в список
Виртуальные выставки
Православные традиции в России. Икона-складень или путевая икона.
Православные традиции в России. Икона-складень или путевая икона.
Заголовок
Православные традиции в России. Икона-складень или путевая икона.
Дата публикации
Аннотация
Традиции носить с собой иконы не одна сотня лет. С давних лет у христиан был популярен складень – дорожная или походная икона. Первые складни пришли на Русь из Византии в X веке. Что же такое складень? – Это несколько икон, соединенных между собой петлями таким образом, что можно сложить. Складни предназначались для тех, кто находился не дома – в дороге, на службе. Складень занимал мало места, его можно было взять с собой. И в любом месте разложить, создав тем самым красный уголок, походный иконостас, и помолиться, даже если храма нет поблизости. Складни были нательные, нагрудные и поставные (киотные). Складни состояли из двух икон. Такие назывались диптих, из трех икон – триптих, из четырех - тетраптих. Если же икон было больше пяти, то это уже называлось полиптих. В дальнюю дорогу всегда брали с собой складень, его носили на подвязках, хранили в багаже. У каждого война на груди были складень с образами святых. Складни изготавливались из дерева, меди и бронзы, покрывались эмалью, украшались драгоценными камнями, инкрустацией из кости. Бронзовые складни можно назвать настоящими произведениями искусства, ведь каждая створка – это отдельная икона, и иногда и целый иконостас. Самыми красивыми можно назвать складни из бронзы, украшенные эмалью. Кроме красоты литые складни имели ряд неоспоримых преимуществ. Они выдерживали перепады температуры, дожди и снега, пыль и грязь дорог были им не страшны. Литейное производство в России в XVIII и XIX веках было в основном сосредоточено в Поморье, Подмосковье и Москве, Поволжье, на Урале и в Сибири. Не секрет, что это были центры старообрядчества в России. Работали на литейных заводах в основном староверы. Сочетание бытового уклада, верований старообрядцев и промышленного производства создало самобытный культурный ландшафт этих регионов. Одним из проявлений этой культуры стала меднолитая пластика. Меднолитая пластика – уникальные явление русской художественной культуры, колоссальный пласт, о котором написаны научные монографии мало известные широкому читателю. Литейщики выпускали не только хозяйственные изделия, как сейчас говорят, товары народного потребления (печное оборудование, жаровни и т.д.), также они отливали иконы. Литые складни являются уникальным синтезом православной культуры и виртуозным владением литейным делом. С большой долей вероятности, можно сказать, что литые бронзовые складни созданы мастерами-староверами. Несмотря на это, они имели популярность у православных, не исповедовавших старообрядчество, и выпускались в больших количествах на продажу. В собрании Музейного агентства Ленинградской области есть бронзовые литые складни или створы, украшенные эмалью, и без эмали. Поражает деталировка складней, их хочется рассмотреть поближе. Складни были отлиты в конце XVIII – начале XIX века. Одни складни состоят из четырех створок – это большие праздничные створы, на трех изображены сцены двунадесятые праздников, а на четвертой – четыре сцены поклонения образам Богоматери. Это целый походный иконостас. К двунадесятым праздникам относятся двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Складывается такой складень как гармошка. Есть складни из трех створок - триптихи. Триптихи могли быть небольшими по размеру. В сложенном виде размер триптиха в среднем 10 х 12 см. Есть складни со сложным навершием, на котором помещали изображение Спаса Нерукотворного, Святой Троицы. Складывались такие иконы по-разному. Одни по принципу двухстворчатой двери, когда боковые створки в половину центральной. Другие путем наложения одной створки на другую, когда одна крайняя чуть меньшего размера. На обратной стороне одной створок часто размещали Голгофский крест и орудия пыток. Эта створка служила обложкой складню. Иконография складней весьма богата, чаще всего встречаются образцы с изображением Иисуса Христа в среднике и святых, Богоматери, ангелов на боковых створках. Иногда на складень помещали конкретные события из Священного Писания. Один из самых узнаваемых образов – это Христос Пантократор, что в переводе с греческого означает «всевластный, всесильный, всемогущий» Это центральный образ в иконографии Христа, представляющий его как Царя Небесного. Христос изображается рост или по пояс. В одной руке у него книга, другая рука в благословляющем жесте. Древнейшие из образов Христа Пантократора были написаны в Византии в IV-VI веках н.э. Самый распространенный образ – это «Спас на престоле», когда Христос изображен сидящим на троне в традиционных одеждах, тоге и хитоне». Другой, не менее почитаемый образ, который часто размещали на складнях – это Божья матерь. Лики Богородицы запечатлены на многочисленных иконах, явленных в разное время для защиты от болезней, стихийных бедствий и нашествий врагов. По преданию первый образ Богоматери был написан евангелистом Лукой. Каждый складень из собрания Музейного агентства Ленинградской области имеет свою историю. Иконы потемнели от времени, покрылись патиной, металл деформировался. Образа на некоторых складнях затерты от частых чисток. Эти иконы переходили из рук в руки, служили опорой и успокоением людям, стали намоленными, проделали долгий путь прежде, чем стать музейными экспонатами.
Авторы
Шамарина И.Т., хранитель фондов