«Мал крест, да сила его велика...» - написано в летописи XII века. На Руси крест был обязательной принадлежностью каждого христианина. Таким остается он и по сей день. Крест сопровождал человека с рождения и до смерти. Крестом благословляли, напутствовали, исцеляли, на кресте клялись в верности, с нательным крестом хоронили.
Именно этим объясняется множество разновидностей крестов, обилие форм и декора. Кресты различались по типу и назначению. Были большие каменные или деревянные поклонные кресты, которые стояли в придорожных часовнях и у церквей, кресты могильные, напрестольные, аналойные предназначались для церковных служб, киотные кресты, которые называют иногда походными, и самые массовые — нательные и наперстные.
Древнейшие кресты, найденные на территории древнерусских городов, были четырехконечными с равными концами. В XIX веке такой тип крестов получил название «корсунский». Почитание креста нашло отражение в заговорах, бытовавших на русском Севере почти до конца XIX века. В Олонецкой губернии согласно народному поверью для исцеления человека «наговоренную воду» следовало вскипятить, положив в нее три медных креста. Нательный крест клали в тесто на хлеб, и так мать пыталась предугадать судьбу сына при рекрутском наборе, разламывая хлеб на две половины.
Помимо нательных и наперстных крестов широкое распространение на Руси имели киотные кресты. Киотный крест не носился на шее, он был гораздо большего размера и веса. Название его произошло от слова «киот». Киотом называют ящик для икон. В киоте могли размещать среди икон и крест-распятие. Киотный крест могли брать в дорогу для молитвы, его врезали над воротами в дом, во двор или даже в город, в дорожные столбы, размещали рядом со святыми источниками. Традиционно киотный крест имел восьмиконечную форму, и мог иметь дополнительные элементы — медальоны с праздниками, навершие с херувимами и иконами. Киотные кресты часто покрывались эмалями различных цветов, придававшими кресту особую красоту. В XVIII – XIX веках киотные кресты врезали в живописные иконы, делая их частью композиции. Иконография креста не менялась на протяжении столетий, отличался уровень детализации и линии рельефа. Форма и иконография киотного креста тесно связана со старообрядцами, которые признавали за истину только восьмиконечный крест. Техника медного литья, которой старообрядцы владели в совершенстве, позволяла отливать многосоставные кресты с изображением икон и святых.
Меднолитая пластика — иконы, кресты, складни — является крупным национальным явлением художественной культуры. Именно старообрядцы в России занимались медным литьем. Предметы медного художественного литья составляют большую группу предметов личного и церковного обихода, которые появились на Руси со времен принятия христианства. Первоначально такие произведения христианского искусства привозились из Византии. Однако это не могло удовлетворить спрос на такие предметы, которые предназначались в частности для личного пользования. Поэтому на Руси с XII века начинает развиваться литейное производство. Материал, из которого отливались кресты, иконы и складни — медь и бронза как медный сплав — сам по себе имел символический смысл. Меди приписывали магические свойства. В Ветхом завете говорится: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив».
В XVIII веке традиции медного литья находились под угрозой исчезновения. Указом Петра I от 1723 года вводился запрет на медные кресты, иконы и складни. Однако, эти предметы, столь почитаемые в народе, продолжали отливать. И в XVIII веке наступает новый расцвет меднолитейного дела, которое было связано со старообрядческими мастерскими в Поморье, Поволжье, в Москве и за Уралом. Расцвет художественного литья был вызван и практической необходимостью. В условиях, когда молельни были подпольными, нужно было быстро прятать церковную утварь. И привычные нам деревянные иконы были громоздкими и быстро приходили в негодность. Тогда как литые иконы и кресты были прочные и легко переносили перевозку.
В основном использовали три способа литья: в жестких каменных формах, в пластичных формах, таких как глина, песок или формовочная земля, по восковой модели с сохранением или утратой формы.
В коллекции музейного агентства есть несколько киотных крестов. Изготовлены они в XIX веке. Размер варьируется от 12 и до 34 см. Отлиты кресты из бронзы. С большой долей вероятности можно сказать, что эти распятия созданы старообрядцами в разных мастерских, каждая из которых отливала кресты со своими отличительными особенностями.
Первым крупным центром старообрядческого литья стал Выг в Олонецкой губернии. Первые литейные мастерские здесь появились на рубеже XVII – XVIII веков. По мнению исследователей, именно на Выге впервые появился тип киотного креста с предстоящими праздниками, который получил широкое распространение. Такие кресты потом стали отливаться практически во всех старообрядческих мастерских.
Еще одна мастерская, отливавшая сложные кресты с иконками, с праздниками и святыми – это Гуслицы. Гуслицы были одним из крупнейших центров старообрядчества второй половины XVIII века. Находились в Подмосковье, название произошло от имени реки и древнего села Гуслицы. В Гуслицах жили старообрядцы-поповцы, производившие массово иконки, складни и кресты для беднейшего крестьянского населения. Одним из характерных признаков Гуслицкого литья являются шестикрылые херувимы. Впоследствии такие кресты стали отливать и в других старообрядческих центрах, например, на Южном Урале. С крестами соединялись разные иконы, число херувимов росло. Самая большая композиция называется «патриаршим распятием» или просто «лопатой» и включает в себя двунадесятые праздники. Эти изделия сохранились лучше всего, так как производились возами. Позже, во второй половине XIX века, с Гуслицами стали соперничать московские мастера. Московское литье отличалось лучшей детализацией и использованием эмалей. Безусловно, такое распятие не привычно глазу современного человека, тем интересней узнать нам, жителям современной России, о православных традициях ушедших веков.
Среди киотных крестов из собрания Музейного агентства Ленинградской области есть привычные глазу современного человека восьмиконечные кресты. Только размер такого креста может быть от 15 и до 34 см в высоту.
Старообрядчество не представляло собой единого движения. Среди них было несколько десятков толков и согласий. Согласием называется крупное течение старообрядчества, а более мелкое подразделение называется толком. Поэтому и литые кресты имеют различия.
Давайте присмотримся к этим крестам, рассмотрим детали, за каждой из которых кроется определённый смысл, вложенный мастерами-литейщиками.
Так, на одном из крестов в навершии размещён образ Спаса Нерукотворного. Это может указывать на то, что крест был изготовлен старообрядцами-федосеевцами или близкими к этой идеологии староверами. У них на крестах в навершии располагался образ Спаса Нерукотворного, и никогда не присутствует написание IНЦИ — Iсус Царь Иудейский, которое мы привыкли видеть на распятии.
На другом же кресте в навершии образ Бога-отца. Над распятым на кресте Христом присутствует надпись IНЦИ. Ее староверы называли «Пилатово титло», так как она изображает дощечку с надписью Пилата, и означает вину Распятого Спасителя — Иисус Назаретятнин Царь Иудейский.
По поводу надписи IНЦИ на крестах в среде староверов шли нешуточные споры, приводившие порой к трагическим событиям. Поморцы были уверены, что эта надпись появилась на кресте только при патриархе Никоне, который выдумал нового Бога. Споры вызывал вопрос, можно ли поклонятся кресту, если на нем изображена Пилатова надпись. Так, в результате такого спора архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий вынужден был покинуть обитель, странствовать, что привело его к гибели. Дело было в середине XVII века. Конфликт по поводу Пилатова титла на крестах привел к тому, что в Соловецком монастыре стали уничтожать кресты с надписью IНЦИ.
Другие старообрядческие кресты на концах средней перекладины имеют знаки Луны и Солнца. Есть такие киотные кресты и в собрании Музейного агентства Ленинградской области. Символы Луны и Солнца служат иллюстрацией евангелического текста: «От часа же шестого до часа девятого тьма бысть по всей земле...» (Мф. 27,45). На этих символах изображены человеческие лики, что указывает на более древние языческие образцы, которые были запечатлены на древнейших изображениях Креста. В нижней части креста отлито рельефное изображение Иерусалима. Исследователи еще не сошлись во мнении, что это — исторический Иерусалим, где был распят Спаситель, или символ Иерусалима Небесного, который откроется спасенному человечеству. У подножия креста четыре буквы МЛ и РБ, что расшифровывается как выражение «Место Лобное Рай Бысть», то есть лобное место стало раем. Иногда РБ толкуется как «Распят Бысть». В самом подножье креста изображен человеческий череп — это голова Адама. Толкование этого символа состоит в том, что распятый Христос побеждает смерть. На поморских крестах под черепом еще изображен цветок, который символизирует древо познания добра и зла. Киотные кресты из собрания Музейного агентства Ленинградской области украшены синей и белой эмалью, что делает их необычайно красивыми и выразительными.
Киотные кресты были семейной реликвией, их передавали из поколения в поколение. Старообрядцы отливали киотные кресты в большом количестве и продавали их на ярмарках. Так они попадали в дома к верующим, и не помышлявшим о расколе. Правительство России, следившее за деятельностью старообрядцев, констатировало в отчетах, что литые кресты, иконы и складни, отлитые в старообрядческих медницах, повсеместно используются жителями по всей России. О том, чтобы раз и навсегда решить проблему раскола не было и речи. Выпускались циркуляры об изъятии медных крестов и икон у населения. Но это так и оставалось на бумаге.
В годы советской власти, когда на церковь были гонения, киотные кресты, как другие предметы религиозного поколения, изымались и уничтожались. Несмотря на это, киотные кресты чудом сохранились. И могут поразить современного россиянина своим изяществом, красотой и мастерством исполнения.
Самое интересное заключается в том, что никакие гонения на церковь не смогли вытравить веру из человека. И до сих пор мы носим нательные кресты, поклоняемся кресту, осеняем себя и других крестным знаменем. Крест до сих пор с христианином. И хотя киотный крест вышел из обихода современного верующего, ничего не мешает нам любоваться этими предметами христианской, православной культуры. Так мы больше узнаем о прошлом нашей страны, и становимся ближе к ней.
Читать далее